— Пандемия короновируса и связанные с этим ограничения, введенные в мире, естественно, отразились на нашей компании, как и на большинстве других в нашей отрасли.
Первая волна заболевания, прошедшая в КНР, сломала сырьевые цепочки обеспечения производства многих компаний в нашей отрасли. Нам этого удалось избежать, так как 70 % нашего производства работает на российском сырье. А достаточный запас импортного сырья на складах позволил пройти этот период без срывов.
Следующим потрясением для рынка стало падение нефтяных котировок и связанное с этим падение рубля на 20%. Импорториентированный кластер игроков нашего рынка поднял цены на свои изделия практически пропорционально снижению курса рубля, пытаясь сохранить свою маржинальность и не ориентируясь на падающую покупательную способность. Мы в свою очередь сохранили ценовое предложение, понимая то, что в данный момент рынок будет уходить в сторону более бюджетных решений (по опыту прохождения предыдущих кризисов).
Третьим потрясением стали ограничения, наложенные руководством страны на работу во время пандемии.
— Вы остановили производство, продолжаете работать, нашли варианты удаленной работы?
— Наша компания выполнила все указания федеральных и местных властей и перевела большинство работников на удаленный формат работы, не останавливая жизнедеятельность компании. Впоследствии, с пришедшими разъяснениями региональных властей, мы смогли полноценно запустить производственно-складские комплексы. Большинство наших клиентов продолжило работу в удаленном формате, и полностью остановился только сегмент розничной торговли. В краткие сроки удалось решить актуальные вопросы с дебиторской задолженностью и найти адекватные схемы расчета с потребителями, не останавливая основного рабочего процесса.
— Отразится ли это как-то на рынке электротехники? Как?
— Несомненно, на рынке чувствуется спад. Это связано с жесткими режимами контроля передвижения граждан и работы в строительстве в части регионов и стран, с которыми мы сотрудничаем. Но благодаря тому, что Россия большая страна, и ситуация с вирусом в разных регионах развивается по-разному - полностью наша работа не останавливается.
— Какие антикризисные меры вы принимаете в вашей компании?
— Прогнозировать пандемию я не буду, пусть этим занимаются вирусологи, но однозначно понятно, что планируемого роста к прошлому году мы не получим, и в данный момент целимся в повторение планов прошлого года.
Более точная оценка в компании ведется в краткосрочных периодах. Оценивая количество заказов, процент конверсии текущего периода, мы можем с большой точностью прогнозировать продажи на ближайшие два месяца и благодаря этому поддерживать необходимые остатки на складах.
В данный момент в связи со сниженной нагрузкой на персонал у всех есть время для обучения чему-то новому. Думаю, поэтому у большинства крупных участников рынка проводится глобальное обучение торгового менеджмента, и мы не исключение.
— Что бы вы могли порекомендовать коллегам и другим участникам рынка – какие антикризисные действия?
— Кризис так или иначе закончится, главное, в момент, когда «отпустит», быть готовыми к потребностям рынка как в товаре, так и в персонале. Готовыми удовлетворить отложенный в связи с вирусом спрос.